Я всегда с
интересом и восторгом наблюдала за успешными творческими людьми: Стив Джобс,
Томас Эдисон, Коко Шанель, Стивен Хокинг, Шалва Амонашвили. Чем они особенные?
Как они добились успеха и радости самореализации? Или вовсе не добивались, а
успех их сам нашел? А какими они были в детстве?
И вот я
работаю с детьми. Вот они, будущие Ейнштейны и Ньютоны, Лины Костенко и Леонардо
да Винчи. Как их распознать, кто из них к чему способен. И главное – какая моя
роль в том, чтобы каждый из них стал тем, кем должен стать – успешным,
счастливым, в общем, творческим, научился наивысшему искусству в мире –
Жизнетворчеству.
Какие условия
воспитания творческой личности? И я начала исследование…
Эксперимент: «Однажды в Америке
провели эксперимент. На одной из станции метро Вашингтона в час пик мужчина
играл на скрипке. В течение часа мимо него прошло более тысячи человек, иногда
кто-то бросал копейки в футляр. И только дети хотели остановиться послушать, но
родители торопились их увести. Никто из прохожих не знал, что скрипачом был
один из выдающихся музыкантов мира. Никто из взрослых не оценил этого и не
понял…»
Открытие 1. Нужно научить ребенка видеть
Настоящее (стоящее, ценное). Вернее не научить, а просто «не мешать», они и так
сердцем видят Настоящее. А для каждого оно свое, индивидуальное.
Притча: «Тебе этого нельзя» - говорит
отец. Малыш с доверием смотрит на отца и не делает этого. «Ты слишком мал для
этого», объясняет мать. Он из уважения отказывается от этого. «А это тоже
плохо», - говорит воспитатель. «Не будь таким глупым» - порицает учитель. И
парень не решается задать вопрос. «Он такой неуклюжий, неразговорчивый –
жалуются девочки. «Ты чего сидишь дома?» - ругается отец. «Ты что там нашел на
улице?» - возмущается мать. «Он кажется зажатым» - полагает врач. «Рассеян,
нерешителен. Он мне не нужен» - заключает босс. «Физически здоров» - заключает
врач. «А был такой чудесный ребенок!» - шепчутся соседи. «Все о нем заботились:
семья, родители, школа. Все у него было. Но он не справился с жизнью. Бедные
родители!»
Открытие 2. Дайте ребенку свободу выбора,
творческой самореализации, чтобы он нашел своё.
Эксперимент: «Как-то ученые провели
интереснейший эксперимент с блохами. Блох помещают в банку и закрывают ее крышкой. Затем оставляют так на 3
дня. Потом крышку открывают и ни одна блоха не может выпрыгнуть из банки. На
самом деле блоги уже никогда не смогут прыгнуть выше уровня установленного им
крышкой. Их поведение неизменно до конца их жизней и будет передаваться из
поколения в поколение. Их потомство будет следовать их примеру». Человек – не
блоха. Он создан по образу и подобию Божьему, т.е. предназначен тоже творить.
Но как часто человек накрыт крышкой, рамками, годами учится прыгать в своей
банке стереотипов и проблем.
Открытие 3. Не навязывайте ребенку рамки
стереотипов, которые мешают быть свободными. «Живи как все» – это не про
творческих. Живи необыкновенно счастливо – это про них.
Рассказ. Он стоял на песке и думал: что если там, на Земле, есть чайка, которая
пытается вырваться из оков своего естества, пытается понять, что могут дать
крылья, кроме возможности долететь до рыболовного судна и схватить корку хлеба…..
У нас есть возможность выкарабкаться из
неведения, нам надо осознать собственную исключительность и разумность. Мы
способны обрести свободу. И мы можем научиться летать….Летать — это вовсе не
значит махать крыльями, чтобы перемещаться с места на место. Это умеет даже
даже комар….Почему труднее всего на свете
заставить птицу поверить в то, что она свободна? Р.Бах «Чайка по имени
Джонатан Ливингстон»
Открытие 4.
У каждого ребенка есть свои крылья. Дайте азы полета. Расскажите про разные
ветра, особенности ландшафта, но главное, поддержите ребенка в полете. Будьте
тем, кто скажет: «Ты сможешь, малыш. Лети!»
Заповедь: «Возлюби ближнего своего
как самого себя» Библия.
И, наконец, Открытие 5. Научите
любить! Просто любить, не за что-то, а просто потому что Любовь – это все, что
нужно человеку для счастья. Там, где любовь – нет зависти и скуки, есть
огромное желание создавать что-то нужное для будущего людей.
Я думаю, что
если соблюдать эти условия, если внедрять в жизнь эти открытия, то как минимум
в нашей стране появится больше гениев, а как максимум – больше счастливых
творческих людей.
Супер!
ВідповістиВидалити