Пять открытий или Как рождаются гении?

Я всегда с интересом и восторгом наблюдала за успешными творческими людьми: Стив Джобс, Томас Эдисон, Коко Шанель, Стивен Хокинг, Шалва Амонашвили. Чем они особенные? Как они добились успеха и радости самореализации? Или вовсе не добивались, а успех их сам нашел? А какими они были в детстве?
И вот я работаю с детьми. Вот они, будущие Ейнштейны и Ньютоны, Лины Костенко и Леонардо да Винчи. Как их распознать, кто из них к чему способен. И главное – какая моя роль в том, чтобы каждый из них стал тем, кем должен стать – успешным, счастливым, в общем, творческим, научился наивысшему искусству в мире – Жизнетворчеству.
Какие условия воспитания творческой личности? И я начала исследование…

Эксперимент: «Однажды в Америке провели эксперимент. На одной из станции метро Вашингтона в час пик мужчина играл на скрипке. В течение часа мимо него прошло более тысячи человек, иногда кто-то бросал копейки в футляр. И только дети хотели остановиться послушать, но родители торопились их увести. Никто из прохожих не знал, что скрипачом был один из выдающихся музыкантов мира. Никто из взрослых не оценил этого и не понял…»
Открытие 1. Нужно научить ребенка видеть Настоящее (стоящее, ценное). Вернее не научить, а просто «не мешать», они и так сердцем видят Настоящее. А для каждого оно свое, индивидуальное.
Притча: «Тебе этого нельзя» - говорит отец. Малыш с доверием смотрит на отца и не делает этого. «Ты слишком мал для этого», объясняет мать. Он из уважения отказывается от этого. «А это тоже плохо», - говорит воспитатель. «Не будь таким глупым» - порицает учитель. И парень не решается задать вопрос. «Он такой неуклюжий, неразговорчивый – жалуются девочки. «Ты чего сидишь дома?» - ругается отец. «Ты что там нашел на улице?» - возмущается мать. «Он кажется зажатым» - полагает врач. «Рассеян, нерешителен. Он мне не нужен» - заключает босс. «Физически здоров» - заключает врач. «А был такой чудесный ребенок!» - шепчутся соседи. «Все о нем заботились: семья, родители, школа. Все у него было. Но он не справился с жизнью. Бедные родители!»
Открытие 2. Дайте ребенку свободу выбора, творческой самореализации, чтобы он нашел своё.
Эксперимент: «Как-то ученые провели интереснейший эксперимент с блохами. Блох помещают в банку и закрывают ее крышкой. Затем оставляют так на 3 дня. Потом крышку открывают и ни одна блоха не может выпрыгнуть из банки. На самом деле блоги уже никогда не смогут прыгнуть выше уровня установленного им крышкой. Их поведение неизменно до конца их жизней и будет передаваться из поколения в поколение. Их потомство будет следовать их примеру». Человек – не блоха. Он создан по образу и подобию Божьему, т.е. предназначен тоже творить. Но как часто человек накрыт крышкой, рамками, годами учится прыгать в своей банке стереотипов и проблем.
Открытие 3. Не навязывайте ребенку рамки стереотипов, которые мешают быть свободными. «Живи как все» – это не про творческих. Живи необыкновенно счастливо – это про них.
Рассказ. Он стоял на песке и думал: что если там, на Земле, есть чайка, которая пытается вырваться из оков своего естества, пытается понять, что могут дать крылья, кроме возможности долететь до рыболовного судна и схватить корку хлеба….. У нас есть возможность выкарабкаться из неведения, нам надо осознать собственную исключительность и разумность. Мы способны обрести свободу. И мы можем научиться летать….Летать — это вовсе не значит махать крыльями, чтобы перемещаться с места на место. Это умеет даже даже комар….Почему труднее всего на свете заставить птицу поверить в то, что она свободна? Р.Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Открытие 4. У каждого ребенка есть свои крылья. Дайте азы полета. Расскажите про разные ветра, особенности ландшафта, но главное, поддержите ребенка в полете. Будьте тем, кто скажет: «Ты сможешь, малыш. Лети!»
Заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя» Библия.
И, наконец, Открытие 5. Научите любить! Просто любить, не за что-то, а просто потому что Любовь – это все, что нужно человеку для счастья. Там, где любовь – нет зависти и скуки, есть огромное желание создавать что-то нужное для будущего людей.
Я думаю, что если соблюдать эти условия, если внедрять в жизнь эти открытия, то как минимум в нашей стране появится больше гениев, а как максимум – больше счастливых творческих людей.


          
Марина Коновальчук 

Коментарі

Дописати коментар