Фантаст - Жюль Верн


Жюль Верн не ошибался

Материал был взят с сайта www.vitamarg.com

Из 108 фантастических идей Жюля Верна неосуществлёнными на сегодня оказались лишь 10 идей. Таким обилием воплотившимся в жизнь идей не могут похвастаться даже учёные. Так кем же был Жюль Верн?


Послание из сундучка

Уже первый роман — «Пять недель на воздушном шаре» — принес 35-летнему Жюлю невероятную популярность. Его издатель и редактор, Пьер Эртзель, вцепился руками и ногами в неизвестного дотоле автора. Но, получив в 1863 году вторую книгу, пришел в недоумение. «Я ожидай большего. От вашего романа веет крайним пессимизмом», — слова, начертанные на первой странице твердой редакторской рукой, признавали книгу бездарной и абсолютно не пригодной к печати.
Времени впадать в депрессию у Верна не было: контракт предусматривал написание одного произведения в год, и этот срок был уже на исходе. Вздохнув, Жюль положил рукопись в зеленый сундук, отведенный для неудачных экспериментов, запер его на ключ и снова взялся за перо. За пятьдесят лет автор выдал свыше шестидесяти книг, каждая из которых надолго становилась бестселлером. А зеленый сундучок потихоньку пылился на чердаке его дома в Амьене. После смерти писателя в 1905 году родственники покойного заболели тягой к перемене мест. Семья с поразительной регулярностью начала переезжать из города в город, таская за собой вещички знаменитого дедушки. Так продолжалось почти столетие, пока один из отпрысков рода Вернов не удумал «облегчить» семейный багаж, отправив всю ненужную рухлядь на помойку. Следует отдать должное наблюдательности чистюли: под толстым слоем паутины и пыли он умудрился разглядеть инициалы JV — Жюль Верн. «Я думал, там могут оказаться сокровища, подаренные дедушке одним из его героев», — делился впечатлениями с журналистами ошеломленный оболтус. Звали искателя сокровищ Жан-Жаком Верном, и приходился он правнуком великому писателю. Драгоценностей и сувениров внутри не оказалось: на самом донышке деревянного ящика хранились лишь фрагменты недописанных пьес, пожелтевшие русские займы и — «непечатный» второй роман — «Париж в 1968 году».

Напророчил…

Сто лет назад Жюль Верн заслужил славу гениального фантаста. Сегодня его называют провидцем. В самом деле, научные предсказания француза сбываются одно за другим. Уже давно вошли в нашу жизнь придуманные им скафандры для пребывания под водой, вертолеты, автоматические ружья, электромобили, подводные лодки, телевизоры, телефоны и многое другое. Но даже скептики больше не пытаются объяснить подобные «попадания» прозаика лишь его широким кругозором и образованностью.
Да, Верн ежедневно перелистывал огромное количество научных журналов, где в том или ином виде упоминались невероятные новшества и гипотезы. Некоторые из них в последствии находили место в его книгах. Но порой романист описывал такие изобретения, до которых не додумался ни один из ученых его времени. Разрушение материалов электрической искрой, силовой руль для морских судов, небьющееся стекло, хирургическая трансплантация — в современной Верну «серьезной» литературе нет и намеков на подобные идеи. Например, патент на газоразрядные светильники, которые освещали каюты знаменитого «Наутилуса» в 1870-м, был выдан лишь в 1938 году, а сами неоновые лампы включены в число важнейших изобретений, сделанных в XX столетии. Посылая пилотируемый снаряд на Луну, писатель, казалось бы, следовал технической моде XIX века. Но одной только модой не объяснить описание химической регенерации воздуха в кабине «космонавтов». А как можно было в 1905 году предсказать сверхпроводимость, когда для самой науки шесть лет спустя это открытие явилось полной неожиданностью? До последнего времени еще можно было назвать подобные прозрения случайностью. Но тут, как черт из табакерки, объявился «Париж в 1968 году». И все поставил с ног на голову.

...или пересказал?

Герои книги раскатывают по Парижу 1960-х годов на машинах, «работающих по принципу расширения воздуха за счет сгорания газа», и метро. Огромные «электрические канделябры» на центральных улицах освещают чудовищных размеров рекламные надписи. А в домах, из стекла и серебристого металла, полным ходом идет работа. И над городом парит ажурная башня, которую построят лишь в 1889-м. «Машина снимает копии писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по адресам» — узнаете ксерокс? А вот «фотографический аппарат, который позволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящимся на расстоянии в 5 тысяч лье» — ну чем не факс? Телефонная сеть опутала всю планету — «чтобы связаться с Америкой из Европы, требуются считанные секунды». И ни одно уважающее себя учреждение не обходится без компьютера: «Инструмент, чем-то напоминающий большое пианино. Вы нажимаете на клавиши и тотчас получаете данные любого характера, производите различные операции и расчеты» — согласитесь, достаточно подробное описание. Особенно если учесть, что сделано оно в век арифмометров... В сознании писателя словно пересеклись две реальности: размеренный 1863 год и безумный конец века 20-го. А вдруг великий француз заглянул еще дальше и подбросил нам ключик к очередной тайне? Просто мы не поняли пока, к какой именно...

Предсказания Жюль Верна

В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе акваланги, телевидение и космические полёты:
— Электрический стул.
— Большие подводные лодки способные длительно находиться в плавании («20 000 лье под водой»).
— Самолет («Властелин мира»).
— Вертолёт («Робур-Завоеватель»).
— Космические корабли и пилотируемые полёты в космос, в том числе на Луну («С Земли на Луну»). Верн точно описал размеры ракеты, точное место старта (Флорида) и даже экипаж: 3 человека, как это и было впоследствии в программе NASA.
— Башня в центре Европы (до строительства Эйфелевой башни) — описание весьма похоже.
— Межпланетные путешествия («Гектор Сервадак»), запуски космических аппаратов доказывают возможность межпланетных путешествий.
— Видеосвязь и телевидение («Париж в XX веке»).
— Строительство Турксиба («Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали (Из России в Пекин)»).
— Самолёт с переменным вектором тяги («Необыкновенные приключения экспедиции Барсака»).
— Принципиальная проходимость Северного морского пути за одну навигацию («Найденыш с погибшей «Цинтии»»)

Не сбывшиеся предсказания Жюль Верна:

— Земля на Северном полюсе (Приключения капитана Гаттераса) и океан на Южном (20 000 лье под водой): всё оказалось наоборот.


Коментарі